Технологии

Попытки увеличения вместимости пассажиров в автобусах СССР

За все время существования Советского Союза, на его территории никогда не производились автобусы — «гармошки».

Единственной построенной моделью остался опытный ЛиАЗ-5Э-676, выпущенный в 1962 году и унифицированный с ЗИЛ-158В, но не получивший дальнейшего развития. От ее освоения было принято решение отказаться, поскольку предприятие вело подготовку к переходу в ближайшее время на новую модель. Эта новая модель не давала возможности постройки «гармошки» даже при всем желании.

Попытки создания альтернативного варианта. Несмотря на это, попытки постройки такого варианта все же предпринимались и не один раз. Провести их пытались как сами транспортники, так и профильные заводы.

Первым из подобных экспериментальных образцов стал автобус без названия, созданный в мастерских по ремонту автомобилей Сочинского автотранспортного управления Минавтошосдора РСФСР. Его внешний вид во многом напоминал многим ЗИС 154, производившийся на базе Сочинского автотранспортного управления Минавтошосдора РСФСР. Во время выполнения работ по капитальному ремонту партии этих автобусов в автомастерских Сочи, в них были внесены серьезные изменения. Заключались они, в первую очередь, в замене силовой установки. Вместо модели ЯАЗ-204 с четырьмя цилиндрами, была установлена модель ЯАЗ-206, уже шестицилиндровая. Вторым изменением было удлинение кузова на две секции окон, что составляло 1440 мм, в границах колесной базы.

 

Это дало возможность увеличения числа сидячих мест в салоне на 8 единиц, а их общее количество теперь составляло 42 места. Максимальная же вместимость салона теперь равнялась 140 пассажирам. Эти модели получили не официальное название «Россия», данное в честь одноименного дизельного электрохода, и использовались на трех маршрутах Сочи-Мацеста, с наибольшим пассажиропотоком.

Решение из Беларуси. Демонстрацию иного подхода к решению проблемы высокой степени загруженности маршрутов осуществили транспортники Беларуси. Для того, чтобы получить возможность организации автобусного сообщения между Минском и Борисовом, на местном авторемонтном заводе, по предоставленным чертежам были построены две разновидности прицепов к автобусу ЗИС-155. На этом заводе данная тема развита не была, но некоторые другие автомобильные хозяйства приняли решение о продолжении. Например, свою версию прицепа к этому же автобусу разработали в Казахстане, с целью повышения качества перевозок, так как стандартные автобусы ЗИС-155 не могли справиться с растущим числом пассажиров.

Для того, чтобы воплотить проект в жизнь, были задействованы сразу два завода, расположенных в Алма-Ате — АРЗ№2, на котором изготавливались шасси для прицепа и агрегатная часть, а также «Аремкуз», где изготавливался кузов, и выполнялась окончательная сборка. Постройка первого прицепа для перевозки пассажиров была выполнена в апреле 1968 года.

Основой для него стала рама от ГАЗ-51, после проведения реконструкции, с колесной базой 3300 мм, на которую устанавливались ступичные узлы, колеса и передняя ось от ЗИЛ-155. Отличительной чертой кузова становился каркас из дерева, обшитый металлом. По всем элементам была проведена унификация с ПАЗ-651 (панели кузова и кресла), а также ЗИЛ-155 (двери, окна и арматура). Общая вместимость салона составляла 48 мест, при 28 сидячих.

Итог. Несмотря на немалое количество вариантов, целью которых было увеличить количество места в автобусах советского производства, ни один из них не прижился, так как у каждого имелись какие -либо недостатки, делающие их несовершенными в техническом плане, или несущие опасность для пассажиров.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть